Главная Самооценка Что такое самооценка

Что такое самооценка

{jcomments on}Как и следует из самого слова, самооценка – это мнение человека о себе, о своей внешности, здоровье, умственных способностях, успешности, материальном благополучии, моральных качествах. Причём, завышенная она или заниженная, а может быть даже адекватная – она в любом случае недостоверно отражает реальные качества человека. Самооценка – это то, как сам человек воспринимает себя, можно сказать, это степень удовлетворённости собой.

Каждый человек рисует в воображении образ себя, образ того, каким он является. Этот образ можно условно разделить на некоторые составляющие:

 

  • Представление человека о своей внешности и физическом состоянии. И неважно, насколько ваша фигура и черты лица соответствуют общепринятым стандартам, умеете вы лежа отжимать пудовую гирю или забыли о спорте ещё со времён школьных уроков физкультуры. В данном случае важно только то, как вы себя видите: красивым или нет, сильным или слабым.
  • Представление человека о своем материальном состоянии и финансовых возможностях. Экономисты условно поделили людей на несколько классов: богатые, средний класс, находящиеся за чертой бедности. Для самооценки неважно, сколько дензнаков вы получаете и что можете себе позволить. Не зря же говорят: богат не тот, у кого много есть, а тот, кому хватает.
  • Представление человека о его месте в обществе. В каждом новом поколении появляются так называемые престижные профессии, обладание такой профессией может сказываться на самооценке человека, особенно в том случае, если соотносится с системой личностных ценностей. Один человек может гордиться тем, что работает врачом, потому что считает благородной миссию спасения жизни и восстановления здоровья. Другой человек может над ним смеяться: «Горбатишься за копейки и благодарности не дождёшься».
  • Представление человека о его моральных качества, духовных возможностях, интеллектуальных способностях. Можно сказать, что это наиболее зависящая от общества часть самооценки. Если внешность сложно переделать, богатство можно заработать, а профессию получить, здесь не все так просто. В любом случае, человек будет стремиться к общественному одобрению. Преступник, совершая кражу или даже убийство, находит себе оправдание, как бы создаёт для себя нишу в обществе. Он вполне искренне считает себя Робин Гудом, заставляющим делиться богатством или санитаром общества, уничтожающим недостойных.

А на каком этапе человек понимает, что сейчас достиг желаемого, что он красив, богат, успешен (конечно же, по его мнению)? Здесь нужно упомянуть об ещё одном компоненте личности – об уровне притязаний. Его можно представить, как некоторую меру или ступень, по достижению которой человек испытывает удовлетворение.

Само собой, уровень притязаний может быть разным по каждому из аспектов самооценки. Человеку может быть важно занимать высокое положение в обществе, но внешняя привлекательность стоит на последнем месте. Для школьника, который идёт на золотую медаль, четвёрка по контрольной становится трагедией. А хорошистом та же оценка воспринимается как достижение. Вся разница в уровне притязаний.

Уровень притязаний может быть посчитан буквально до копейки или до сантиметра в таллии, если речь идёт о благосостоянии и красоте. А может выражаться в «духовных единицах», не поддающихся учёту. Как бы то ни было, нетрудно догадаться, что людям с низким уровнем притязаний легче добиться высокой самооценки и наоборот.

Уровень притязаний может быть посчитан буквально до копейки или до сантиметра в таллии, если речь идёт о благосостоянии и красоте. А может выражаться в «духовных единицах», не поддающихся учёту. Как бы то ни было, нетрудно догадаться, что людям с низким уровнем притязаний легче добиться высокой самооценки и наоборот.

Обновлено (26.11.2013 00:03)

 
Одним абзацем

alt

Приходит женщина к психологу: Помогите! Моему сыну уже 3,5 года, а он еще не умеет играть на скрипке. Вроде бы анекдот, но замечательно отражает чрезмерное увлечение так называемым ранним развитием. Развитие ребенка в возрасте от рождения до 5 лет строго определено природой. Способность к речи, письму или чтению начинает формироваться в строго отведенный для этого период. Это обусловлено генетической программой созревания мозга. Попытки повлиять на которую приносят значительный вред. Допустимо только помогать ребенку осваивать те навыки, к которым он готов в своем возрасте и знакомить его с тем, что предстоит на следующей ступени. Это так называемая зона ближайшего развития. То есть ребенок в год может сделать с помощью мамы то, что сможет сам в полтора. А вовсе не то, что сможет сам в 3 года.


NewsLi - новости