Главная Конфликты Конфликт. Минусы в плюсы

Конфликт. Минусы в плюсы

{jcomments on}«Совместный труд, для моей
пользы, он объединяет»

Кот Матроскин (фамилия такая)

 

 

Итак, в предыдущей статье уже выяснилось, что лучшие стратегии поведения в конфликте – это компромисс и сотрудничество. Теперь попытаемся научиться их применять. Для удобства разобьем конфликт на составляющие.

Есть ситуация

Та самая конфликтная ситуация, которая сложилась между двумя людьми. Конфликт не развивается на пустом месте и не переходит сразу в стадию ссоры. Сначала появляется некий предмет, который нужно поделить. Вы когда-нибудь смотрели популярные нынче передачи типа «Час суда», «Дела семейные»? Замечали, как кардинально меняется одна и та же ситуация, рассказанная разными людьми? А эти люди пришли в суд решать конфликты. Каждый стремится получить как можно больше для себя. Как ни странно, сам предмет, вызвавший конфликт, может быть и не нужен вовсе. Но главное – чтобы он был у него. Каждый из них видит проблему только со своей стороны и даже не пытается выслушать и понять оппонента. Каждый становится эгоистом с зашоренным взглядом.

Что получится в таком случае? Конфликтная ситуация дорастет до конфронтации. С переходом на личные оскорбления, с взаимными угрозами, с припоминанием старых обид. Возможно, что в итоге близкие некогда люди перестанут общаться и превратятся во врагов. То есть, конфликт станет деструктивным, иными словами, не решит проблему, а только усугубит ее.

Что же делать? Как ни банально это звучит, но первый шаг – сесть за стол переговоров. Его цель - увидеть ситуацию со всех сторон, как можно более полно. Можно пригласить доверенное лицо на роль независимого судьи. Это может быть родственник или друг, важно, чтобы он не был на чьей-то стороне. Важно обсуждать только возникшую проблему. А не те другие обиды пятилетней давности. И не личные качества оппонента.

Скрытые мотивы

Большая часть айсберга скрыта под поверхностью воды. И наше поведение в большинстве случаев имеет вовсе не те причины, которые кажутся. Часто, настоящие причины поведения человека скрыты даже от него самого. Может быть так, что ребенок плохо учится не от лени, а потому что его не хвалят за хорошие отметки, и он не видит смысла их получать. Постоянный ремонт в доме может быть не по необходимости, а потому что людям неосознанно хочется перемен в жизни. Помощь на даче, да и сама дача, может быть абсолютно не нужна, а человеку просто не хватает внимания.

Чем может помочь знание скрытых мотивов? Узнав их, вы сможете найти другой способ удовлетворения потребности человека.

Поэтому второй шаг – увидеть ситуацию глазами оппонента. Попытаться влезть в его шкуру. Это бывает даже увлекательно, как будто становишься актером и перевоплощаешься. Но для этого обязательно нужно на время забыть свой интерес в ситуации, иначе получится, что вы просто проецируете свое поведение, а вовсе не находитесь на месте оппонента. К тому же, скрытые мотивы могут быть не только у оппонента, но и у Вас.

Взаимная выгода

По заверениям ученых, у людей есть-таки инстинкт справедливости. То есть люди шкурой чувствуют, когда их пытаются обмануть. В ответ на это обычно возникает агрессия или, на худой конец, обида. А эти эмоции затрудняют возможность договориться мирно. Получается, что обманывать оппонента по конфликту невыгодно прежде всего для самого себя. Мало того, что в этот раз с таким не поделятся ресурсом, да еще и больше не захотят иметь дело. Поэтому в конструктивном разрешении конфликта обязательно нужно следовать принципу справедливости.

Теперь, когда вы поняли желания другого, когда Вы знаете, чего хотите сами, можно приступать к взаимовыгодному решению. Для этого рассматриваем все возможные варианты выхода из ситуации. Удобно устроить так называемый мозговой штурм. Каждый вслух проговаривает свои варианты, они записываются на бумаге. Потом обсуждаются плюсы и минусы каждого варианта и выбирается наиболее приемлемый. Возможно, самый удачный вариант предложит ваш третейский судья. Его взгляд в любом случае самый объективный.

 

Есть вещи, которые поделить невозможно. Все знают притчу про «соломоново решение» ­- разделить ребенка между двумя женщинами. К счастью, чаще встречаются ситуации, когда можно устранить саму первопричину постоянных конфликтов.

Если в Вашей семье постоянная битва за телевизор, не легче ли купить еще один? Не навороченный плазменный, а обычный, на который хватит средств у любой семьи.

Если необходимость выгулять собаку каждый раз выливается в разбор полетов, может быть Вам не нужен в доме питомец?

Если звук телевизора мешает спать домочадцам-жаворонкам, проявите к ним уважение и купите наушники.

А если Вам лучше будет постоянно конфликтовать, но не покупать второй телевизор, вернитесь к пункту скрытых мотивов. Может у Вас есть более глубокие причины конфликтов и, вредничая, вы неосознанно выражаете недовольство? Может, Вы таким образом повышаете свою значимость или желаете обратить на себя внимание? Поэтому, пожалуй, главное правило поведения в конфликте: прежде чем требовать с других, разберитесь в себе.

 

При решении конфликта важно помнить, что у него есть и положительная роль. Это опыт общения и сосуществования, опыт устранения противоречия. Благоприятное разрешение конфликта может перевести отношения на другой уровень, повысить доверие между людьми. Да и, согласитесь, приятно чувствовать себя человеком, способным цивилизованно решать проблемы, приятно «расти над собой».

Обновлено (26.11.2013 00:04)

 
Одним абзацем

alt

Приходит женщина к психологу: Помогите! Моему сыну уже 3,5 года, а он еще не умеет играть на скрипке. Вроде бы анекдот, но замечательно отражает чрезмерное увлечение так называемым ранним развитием. Развитие ребенка в возрасте от рождения до 5 лет строго определено природой. Способность к речи, письму или чтению начинает формироваться в строго отведенный для этого период. Это обусловлено генетической программой созревания мозга. Попытки повлиять на которую приносят значительный вред. Допустимо только помогать ребенку осваивать те навыки, к которым он готов в своем возрасте и знакомить его с тем, что предстоит на следующей ступени. Это так называемая зона ближайшего развития. То есть ребенок в год может сделать с помощью мамы то, что сможет сам в полтора. А вовсе не то, что сможет сам в 3 года.


NewsLi - новости